Это портал межнационального взаимопонимания, уважения и добрососедства.
Территория противодействия национальной розни, вражде и нетерпимости.
Гуманитарная площадка культурной, языковой и правовой помощи гостям России.

Толерантность миф или реальность

Москва, август 2014 г.

ИГОРЬ СТОЛЯРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИДЕЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОНАЦИЗМУ, КСЕНОФОБИИ, МИГРАНТОФОБИИ И ДИСКРИМИНАЦИИ, СОЗДАТЕЛЬ ПОРТАЛА «МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ»

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ПОРТАЛА «МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Аналитика 14

Сегодня мы уверовали в то, что для нас российских граждан межнациональная рознь не только реальность, но и растущая угроза. И действительно на просторах России появилось огромное количество мигрантов из некогда братских республик Советского Союза. Многие из них плохо знают русский язык, правила поведения, свои права и обязанности. Доставляют немало проблем и некоторые приезжие из кавказских республик, понимающие слово «толерантность» как слабость.

Старшее поколение часто вспоминает учебу в советской школе. Руководитель страны Никита Сергеевич Хрущев в свое время немало сделал для стирания межнациональной напряженности. И действительно, в то время никто не интересовался национальностью соседа по парте и ценились исключительно личные качества человека. Любая ксенофобия жестко пресекалась государственной машиной и общественностью. Были и редкие неприятные исключения, и «анекдоты на кухне», но большинство принимало правила сосуществования в многонациональном государстве.

Что же произошло после развала СССР? Казалось, многих как подменили. «Брат» поднял руку на «брата». В отделившихся республиках начались гонения на другие национальности и в особенности на бывшую титульную нацию - русских.

Нереализованные амбиции местных элит, жажда власти, статуса и денег подталкивали бывшие братские республики отделиться от советской империи не только юридически, но и фактически. Начались гонения на русскоязычное население, сам русский язык практически оказался под запретом.

Сегодня разве что только Белоруссия лояльна к русскоязычному населению на своей территории. Почти во всех бывших республиках Советского Союза толерантность не более чем миф. В России мы также наблюдаем многочисленные конфликты на национальной и религиозной почве.

Однако рядом с мифом сосуществует и совершенно другая реальность – отношение друг к другу детей, которые учатся и проводят время друг с другом. Оказывается, опять в цене не цвет кожи и разрез глаз, а успехи в учебе, достойное поведение и умение дружить.

Негативные стереотипы и установки некоторых родителей, которые все свои проблемы связывают с «понаехавшими», почти наверняка отразятся на их детях, когда они немного подрастут. Этим ребятам придется опираться не только на собственный опыт общения, но и прислушиваться к «авторитетному» мнению взрослых.

Что же нас русских раздражает в приезжих больше всего? Ответ на удивление прост: неадекватное поведение и незнание русского языка! Необходима адаптация приезжих и обязательные знания не только русского языка, но и основ культуры и права.

Понятно, что прибывающих мигрантов надо тестировать, учить и контролировать. Но проблема не только в них, но и в их детях. Школы обязаны принимать детей мигрантов, даже не говорящих по-русски, и это проблема для местного населения.

Ни для кого не является секретом то, что в некоторых столичных школах более трети первоклашек это дети приезжих, многие из которых едва говорят по-русски.

Многие москвичи возят детей порой через пол-Москвы в школы, где нет подобных сложностей. И здесь проблема не в национализме, а в разном уровне подготовки детей к школе. Учителю придется большую часть времени посвящать отстающим ученикам, не понимающим русский язык, а что делать в это время русскоязычным, многие из которых уже умеют читать и считать?

Дети мигрантов ни в чем не виноваты, они заложники окружающей среды, в которой они выросли. Нет никаких генетических отличий, определяющих интеллектуальный уровень той или иной национальности. Определяющим является среда, в которой ребенок воспитывался.

Очевидно, необходимо обязать родителей обучать своих детей русскому языку перед поступлением в школу. И государство помогает им в этом, открывая школы русского языка.

Например, в Москве в 2012/ 2013 году в разных округах школы русского языка работали в 11 образовательных учреждениях, в том числе в двух вечерних школах. И на начало учебного года там обучалось всего 415 детей.

Посещение школы русского языка сейчас дело добровольное, в школу обязаны брать ученика с любым уровнем владения русским языком, и из-за этого в обществе существует определенное напряжение.

Чтобы снять это напряжение, директора и учителя школ предлагают ввести тесты на знание русского языка для поступающих в образовательные учреждения. Не сдал ребенок тест – добро пожаловать на годичные курсы русского языка в обязательном порядке.

Межнациональных проблем в московской школе намного меньше, чем за ее пределами, и все заинтересованы в том, чтобы их вообще не было.

Толерантность это не миф, а объективная реальность, и этому учат взрослых их дети.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Полезная информация Аналитика Знания о России Русский язык Законодательство О проекте